Ректор МГУ не считает критерии оценки вузов верными
26-10-2013Ректором МГУ имени Ломоносова Виктором Садовничим было дано небольшое интервью на тему нашумевшего мониторинга вузов.
Садовничий считает, что в реорганизации нуждается в первую очередь сама система оценки работы высших учебных заведений и провести эту реорганизацию необходимо до следующих испытаний, потому что нынешняя система оставила большое количество учебных заведений в неравных условиях с остальными. Более ста российских вузов (как государственных, так и работающих на коммерческой основе) по итогам тестирования 2013 года были признаны крайне неэффективными.
По мнению Минобразования, реорганизовать нужно деятельность двадцати государственных высших учебных заведений, пятнадцати филиалов государственных вузов и десяти вузов негосударственных. Мнение ректора МГУ оказалось услышанным и разделенным, в 2012 году были пересмотрены многие критерии оценки, и в этом году Садовничий призывает улучшить и сделать более профессиональным подход к оцениванию учебной российской системы.
Если сравнивать с остальными направлениями, под ударом окажется именно педагогический вуз, он будет более уязвимым в данной ситуации, потому что сегодняшним основным критерием эффективности является общее число научных работ, объема финансирования исследований, количества иностранных студентов, обучающихся в вузах и сама его инфрастуктура.
Причем кризис в вузах зависит и от нехватки педагогов-профессионалов, а закрытие педагогических университетов усилит данную тенденцию, поскольку негде и некому будет готовить новые кадры для педагогической системы. «Педагогический вуз — абсолютно другой, он выполняет другую важную роль, а потому я и призываю вас внимательней отнестись к оценке таких вузов и дать им защиту», — сказал Садовничий.
По результатам мониторинга, прошедшего в прошлом году, значительное количество и государственных, и коммерческих вузов признаны не обладающими эффективностью или же требующими реформирования системы обучения. В общем мониторинге участвовало девятьсот организаций образования государственного, негосударственного, муниципального и регионального уровня категории высшего образования и полторы тысячи филиалов.
Многие из них подлежат закрытию, многие будут соединены с более сильными вузами. Садовничий призывает обратить внимание именно на качество оценки работы педагогических вузов.