Итоги мониторинга высших учебных заведений уходящего 2013 года
10-10-2013Итоги мониторинга высших учебных заведений уходящего года оказались весьма и весьма неутешительными — более ста вузов попросту неэффективны.
По словам Ливанова, требуют оптимизации деятельности более двадцати высших учебных заведений, тринадцать филиалов государственных вузов и десять вузов негосударственной системы обучения на коммерческой основе. Межведомственной комиссией были признаны неэффективными и невостребованными еще и почти триста филиалов вузов.
Министр призвал обратить внимание и на то, что признана требующими государственного вмешательства и значительная часть государственных вузов — раннее считалось, что вузы коммерческой основы обучения более современны, обладают более гибкой системой знаний и предоставляют самое лучшее качество обучения. В итоге люди могут получить за деньги некачественное образование.
Всего мониторинг года охватил тысячу учреждений, среди них государственные, негосударственные, муниципальные и региональные образовательные организации высшего образования и почти две тысячи филиалов, которые подведомственны шестнадцати органам исполнительной власти, как правительству РФ, так и Верховному суду России, и Высшему арбитражному суду РФ, Российской академии наук и Российской академии художеств, различным муниципалитетам и субъектам.
Неэффективность вузов вызвана в том числе и демографической ситуацией в России — банальная нехватка абитуриентов, их поступление в зарубежные вузы, выбор учреждений с узкой специализацией — провоцирует закрытие кафедр и сокращение рабочих специальностей. Подсчитано, что к следующему году количество бюджетных мест будет примерно равно количеству поступающих (и это в лучшем случае).
Проблема решается правительством и президентом с помощью привлечения иностранных студентов — финансовые вложения других государств помогут улучшить нашу систему образования и повысить ее привлекательность для студентов-иностранцев, нехватка абитуриентов будет компенсирована большим числом желающих учиться в России.
Что предотвратит и закрытие кафедр, и сокращение специальностей, на которые не хватило абитуриентов, и повысит эффективность самого учебного учреждения, ведь неэффективное учреждение подпадает под угрозу закрытия. Между тем, качество нашего российского образования не подвергается сомнению нигде в мире.