Что такое Болонский процесс
12-07-2013Начало Болонскому процессу было положено поздним промозглым вечером 1999 года, когда министры образования 29 стран Европы подписали декларацию о намерениях.
Ее конечной целью виделось реформирование национальных систем под общие для всех требования. В 2003 году к нему присоединилась Россия, благодаря инициативе Санкт-Петербургского университета. На сегодняшний день европейские принципы уже реализованы в ГУ ВШЭ, Институте стали и сплавов, Российском университете дружбы народов, Томском государственном университете, МГТУ им. Баумана и некоторых других.
Вхождение в Процесс самым крупным столичным вузам, безусловно, очень выгодно, поскольку их выпускники получают международное приложение к диплому. Оно говорит о том, что диплом признается в любой из стран, присоединившихся к Болонской декларации. Обладатель имеет право продолжать обучение или работать по специальности на их территории.
Студентов и преподавателей, прежде всего, привлекает необычная мобильность. Ее главная цель – позволить молодому человеку получить разностороннее образование, благодаря открытому доступу к соответствующим услугам и учебным заведениям.
Преподавательский состав рассчитывает на подтверждение периодов трудовой деятельности, проведенных за кафедрами европейских университетов. В России «первой ласточкой» Болонского процесса стала двухуровневая система вузовского образования. Она включает бакалавриат и магистратуру. Первая ступень означает, что выпускник получил достаточно высокий уровень разносторонней подготовки, научился его самостоятельно повышать, совершенствуя навыки и умения.
А магистратура предусматривает освоение некой узкой специализации, ориентированной на преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. Следует понимать, что бакалавр – это уже полное высшее образование. Выпускники, получившие подобный диплом, совершенно свободно могут претендовать на самые различные вакансии. Правда, только на те, которые не требуют узкоспециальных знаний.
Вместе с этим, невзирая на то, что упомянутые высшие учебные заведения реализовали отдельные положения Болонской декларации, к полному реформированию системы образования Россия пока не готова. До сих пор у специалистов нет к этому однозначного отношения. Они расходятся во мнении: чего будет больше – потерь или приобретений. Дело в том, что качество нашего образования намного выше зарубежного.